История изучения понятия «xарактер»

РУБРИКИ |

История изучения понятия «xарактер»

   Интерес к изучению характера, как и темперамента, зарождается еще в античности. Первые попытки на этом поприще были предприняты Платоном и Теофрастом, и представляли собой перечисление различных типов поведения присущих людям того времени.

 История изучения понятия «xарактер»

 Следующий этап в развитии знаний о характере начался в XIX веке, благодаря развитию околонаучной области знания – френологии  на основе трудов Франца Йозефа Галля, который ошибочно полагал, что черты характера связаны с формой черепа, которая зависит от развития различных областей мозга. Также Галль считал, что человеческий характер складывается из 27 элементарных психических способностей, среди них были: инстинкты размножения, борьбы и самозащиты, также привязанность, дружба и другие качества.

   Ближе к концу XIX века появляется работа Фюрно Джордано «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека», интересная тем, что автор в ней выделяет два отличных друг от друга типа. Первый тип отличается высокой тенденцией к активности и низкой к рефлективности, а второй, наоборот, низкой тенденцией к активности, но веской к рефлективности. По сути, Ф. Джордано первый описал экстравертный и интровертный типы.

   Немногим позже Фредерик Полан публикует книгу «Психология характера», в которой излагает свои взгляды на принципы формирования характера. По его мнению строения характера зависит от сложения, воздействия и противодействия различных стремлений.

   В начале XX века Николай Лосский предлагает свою типологию характеров, особое значение в этой типологии предается воле и преобладающим стремлениям. Было выделено три типа: чувственный, эгоцентричный и сверхличный. Особое внимание заслуживает сверхличный тип, выделяющейся преобладанием стремлений лежащих вне организма, например в сфере науки, искусства или религии.  По сути Н. Лосским было описано понятие сходное  «самоактуализации» Маслоу.

   Одна из самых проработанных типологий характеров принадлежит Карлу Юнгу. Ее появление породило множество споров, один из основных упреков заключался в смешении понятий темперамента и характера. Типология основывалась на двух противоположных установках – экстраверсия / интроверсия и четырех функциях (мышление, чувство, ощущение, интуиция). Путем соотнесения установок с функциями было получено 8 различных типов характера. Сам же характер К. Юнг определял, как устойчивую форму человеческого бытия, причем форму как физического, так и душевного рода.

Психоаналитический взгляд

   Также шло развитие понимания характера в психоанализе в целом. В 1908 году Зигмунд Фрейд в работе «Характер и анальная эротика» утверждал, что сочетание таких качеств как аккуратность, упрямство и бережливость связанно с анальной эротикой. В этой же работе высказал свою теорию формирования характера, характер и его черты формируются из первоначальных импульсов или их сублимации. Наиболее общие определение характера в русле психоаналитической теории принадлежит Г. Блюму – характер обуславливается тремя аспектами: некоторой наследственностью Эго, природой инстинктов, специфической установкой Эго, определяемом давление внешнего мира. Сама же психоаналитическая типология повторяет стадии развития, выделенные Фрейдом:  оральный, анальный и генитальный тип.

Социальный характер

   Также глубину понятия «характер» обогатили взгляды А.Ф.Лазурского, он предполагал, что в идеальной классификации характера должны учитываться не только субъективные особенности человека, но также и мировоззрение, социальный аспект. Это очень созвучно с «социальным характером» предложенным Эрихом Фроммом спустя 18 лет.

   Сходными взглядами обладал А. Кардинер, он предполагал, что характер является варрантом усвоения человеком культурных норм. Кардинер выделяет понятие «базисной личностной структуры» — она разделяется большинством членов определенного общества, из-за сходного опыта в детский период, и служит матрицей, из которой формируются соответствующие личностные черты. Близкое понимание характера излагает Д. Хонигман, в книге «Культура и личность» он излагает идею, что личность есть отражение культуры в поведении.

   Точнее эти идеи сформулировал Э. Фромм, назвав общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов общества – социальным характером. Если характер человека совпадает с социальным то,  человек в своем поведении отражает, что желательно в социальных условиях его культуры.

   Во второй половине XX Века появилось несколько классификаций характеров, в основном основанных на трудах Карла Юнга. Самой видной из них является типология Майерс-Бриггс, созданная в 1959 году, и на ней основанная типология Девида Кейрси. Также внимания заслуживает соционика, разработанная Аушрой Аугустинавичюте.

Подписаться на обновления

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях