Совесть Европы: Фритьоф Нансен

РУБРИКИ | |
Картина И. П. Рубана Героический поход Фритьофа Нансена к Северному полюсу в 1895 г.
Картина И. П. Рубана Героический поход Фритьофа Нансена к Северному полюсу в 1895 г.

     Сегодня я хочу рассказать Вам об одном из вдохновляющих меня людей — Фритьофе Нансене.  Список его достижений охватывает, на удивление, различные области.  Этот человек впервые пересек на лыжах Гренландию, совершил опаснейшую экспедицию в Арктику, научными трудами  внес значительный вклад в океанологию,   активно выступал за независимость Норвегии, собирал средства для борьбы с голодом в Поволжье,  а также стал лауреатом  Нобелевской премии за решение вопросов по возвращению беженцев и военнопленных после Первой мировой войны.

Детство

     В своих мемуарах Нансен рассказывает, что воспитывался в атмосфере порядка и дисциплины. Также, в семье культивировался спорт, особенно лыжный. Своим детским кумиром Фритьоф называет Крузо — подражая ему, он смастерил самодельные лук, стрелы и даже ружье, при первых испытаниях которого едва не покалечил лицо.

     Учился в школе Ю. Оша и П. Фосса, где особенно не отличался талантами. Любил повозиться в драках, со сверстниками проявлял самоуверенность и упрямство. В предметах отдавал предпочтение математике и физике. Окончив школу с высшими оценками по естественным науками, сильно колебался в выборе дальнейшего пути, пока не остановился на зоологии в Кристианийском университете.

     В университете Нансен учился под предводительством профессора зоологии Роберта Коллета, который направил его научный интерес на изучение тюленей. Для воплощения этого интереса, Фритьофу надо было отправиться в Северный Ледовитый океан. Что он и делает на промысловом судне “Викинг”, под началом капитана Аксела Крефтинга.

Среди тюленей и белых медведейОхота на тюленей

     «Викинг» 11 марта 1882 года отправился к Ян-Майену на залежи тюленя. В первую неделю молодой Фритьоф Нансен мучился от сильной морской болезни и, оправившись, приступил к своей работе на корабле — начал выполнять свои обязанности в трюме, мыл посуду и занимался научной деятельностью. Во время всего плавания морякам не раз приходилось попадать в опасные ситуации, где Нансен, пользуясь случаем, проявлял свои лучшие качества. Окончательно авторитет был завоеван Нансеном во время начала охоты, благодаря его смелости и умению искусно обращаться с ружьем.

     В своей научной работе Фритьоф сделал несколько любопытных наблюдений. Благодаря найденному в водах плавнику ели, он сделал предположение о существовании течения между побережьем Сибири и восточным побережьем Гренландии. Позже, это подтвердилось анализом взятых частичек почвы и ила со льдов.

Фритьоф  Нансен | Путешествие по Европе

     После возвращения из плавания двадцатиоднолетний Нансен принимает предложение профессора Коллета, занять свободное место препаратора в  Бергенском музее, и остается на этой должности на протяжении шести лет. В Бергене увлекался литературой и живописью, продолжал активно заниматься спортом. В 1884 году им был поставлен рекорд — одиночный переход через горы из  Бергена в Кристианию.

     1885 год был наполнен важными событиями для Нансена. Самым трагическим из них стал уход из жизни его отца из-за повторного инсульта, вскоре после которой последовало первое научное признание – золотая медаль Фриале за труд «Материалы по анатомии и гистологии мизостом». Фритьоф решает отправиться за границу, и для сбора средств к осуществлению поездки, просит выдать медаль в бронзе, а разницу отдать наличными.

     Поездка планироваться для сбора материала для научной диссертации. Нансен недолго побывал в Германии, так же стажировался в Павии у  Камилло Гольджи новым технологиям изучения нервных тканей, но основной интерес поездки был сосредоточен на морской биологической станции Антона Дорна расположенной в Неаполе. Итогом европейской поездки стала работа — «Структура и состав гистологических элементов центральной нервной системы».

Гренландская экспедиция

     Впервые идея о пересечении Гренландии на лыжах зародилась еще во времена плавания на “Викинге”, благодаря газетной заметки о экспедиции Норденшельда, в которой утверждалась, что гренландские снега очень удобны для длительных ледниковых переходов.

    В то время на Гренландию уже предпринималось несколько экспедиций, отличие плана Нансена заключалось в направлении — с востока на запад. Все предыдущие попытки проходили по противоположному маршруту от западного, населенного берега к не населенному берегу восточному, удача в прохождении такого пути, вынуждала бы исследователей пройти такой же расстояние, чтобы вернуться. Этот делалось для того, что бы в случаи черезвучайной ситуации можно было возвратиться за помощью. Нансен же в своем плане исключал такую возможность — все 600 км., пути рассчитывать на подмогу не придется.

Гренландская экспедиции Нансена
Переход Гренландии Нансеном

     После опубликования плана экспедиции, начался сбор средств, которой в родной для Нансена Норвегии проходил, не очень удачно, правительство отказало в финансировании, и все предприятие сопровождалось газетной травлей, но благодаря помощи частных лиц  и нескольких научных грантов — сумма была собранна, начался подбор команды. Фритиов искал людей имеющих опыт выживания в условиях севера – людей способных совершать длительные лыжные переходы и охотиться в подобных условиях. В команду, вместе с  Нансеном, вошли: Отто Свердруп (полярный мореплаватель), Олаф Дитриксон (военный картограф), Кристиан Кристиансен (крестьянин), и двое представителей северной народности саами — Самуэль Балту (оленевод и каюр) и Оле Нильсен Равна (самый старший участник, на момент экспедиции ему было 46, также по занятиям оленевод и каюр).

     В путь экспедиция отправляется 2 мая 1888 года, в которой Нансен находился уже с докторской степенью за  защищенную диссертацию в области биологии. До восточного побережья путь пролегал через Данию, Шотландию и Исландию и занял больше двух месяцев, а высадится удалось только 17 августа, и то южнее ранее запланированной точки.

     В начале пути на каждого лыжника приходилось около ста килограммов груза, а морозы иногда достигали −40 °C, рационно участников был рассчитан не правильно, катастрофически не доставало жиров, но, не смотря на все трудности, западное побережье было достигнуто 3 октября — пройденное расстояние составляло 470 км. Добравшись до запланированного селения, команда узнала, что опоздала на последний пароход в этом году, на Гренландии пришлось остаться еще на зимовку. На родину члены экспедиции вернулись только 21 мая 1889 года, где их встречали как национальных героев.

     Вернувшись  Нансен женился на Еве Сарс, занимался поездками с различными научными докладами, писал отчеты об экспедиции и несколько книг, а в начале 1893 года родилась первая дочка – Лив Нансен.

Фрам

Устройства Фрама
Конструкция Фрама

     Вернувшись в Европу Фритьоф Нансен вынашивал планы о путешествии  на Северный полюс, идея которого заключалась в использовании дрейфа льдов и арктического течения для достижения полюса. Для осуществления такого плана было задумано судно специальной конструкции, способное выдерживать мощное давление льда.

     В этот раз задумка хорошо была принята в Норвегии, но за ее рубежом к ней отнесли очень скептически. Иностранных коллег смущал возможность реализации такого дерзкого плана, большинству казалось самоубийством отдать корабль льду, да и многие сомневались в правильности представлений норвежского исследователя  о направлении течений. В России приветствовали идею Нансена, и оказывали ей всяческую поддержку, так Эдуардом  Толлем, русским геологом и арктическим исследователем, были подготовлены хранилища с провиантом и закуплены ездовые собаки.

     Все средства собирались только на родине Насена, для этого была организованна специальная подписка, благодаря которой каждый житель страны мог внести желаемую сумму. Строительство корабля заняло около года, за это время была подобранна команда из 13 человек, состоявшая только из уроженцев Норвегии. Судно было спущено на воду 26 октября 1892 года, событием руководила Ева Нансен, она же дала имя судну – “Фрам”, что по-норвежски значит – вперед.

     Отплытие состоялось 24 июня следующего года из залива Пиппервик, первое время судно двигалось вдоль берегов Норвегии, пополняя запасы, далее от Вардё была пересечено Баренцево море к немецкому становищу Хабарово, где путешественников ждали подготовленные Толлем ездовые собаки. Потом, обогнув полуостров и добравшись до Новосибирских островов, “Фрам” 5 октября начал свой дрейф.

Экипаж фрама
Команда Фрама, уже после возвращения

     Судно хорошо перенесло свое первое ледяное сжатие, но не все пошло по плану – первое время судно относило на юг, так к 19 ноябрю корабль оказался южнее, чем до начала дрефа. В сложившихся событиях Нансен в пал в тоску, и в скорее начал вынашивать план по достижению Северного полюса с помощью собачей упряжки. 19 мая 1894 года “Фрам” достиг 81° с. ш., по подсчет скорость его движения составляла 1,6 мили в сутки. Команду мучили опасения, что если эта скорость окажется постоянной, то переход  маршрута может занять от 5 до 6 лет. Убедившись, что судно не достигнет полюса, Нансен решил отправиться в санный поход.

     В ноябре 1894 он поделился с командой своим планом, в тот момент судно находилось в 750 километрах от Северного полюса. Планировалось отправиться вдвоем, к себе в помощники Нансен взял опытного лыжника Ялмара Йохонсона, с 28 собаками и 1050 килограммами груза.  Полюс планировалось достигнуть за 50 суток, а обратно вернуться через Землю Франца-Иосифа или Шпицберген. К концу этого года «Фрам» достиг 83° 34′ с. ш, побив тем сам предыдущий рекорд Грили (83° 24′ с. ш.).

Фрам во льдах Фритьоф  Нансен

     Запланированная санная экспедиция собиралась в спешке, многочисленные неурядицы срывали старты: ломались сконструированные сани, первоначально задуманное количество груза оказалось слишком большим, и были проблемы с подходящей одеждой. Наконец, 14 марта 1985 удалось отправится, путешествие оказалось очень тяжелым — сильный ветер и мороз мешал быстрому продвижению, за день участники проходили по 12 – 17 километров в день. 8 апреля Нансен решает прекратить эту попытку достижения Серного полюса, не дойдя  400 км.

     Дорога назад была сопряжена с еще большими трудностями, северный дрейф мешал возврещению, к концу апреля пришлось постепенно забивать собак из-за нехватки корма. К концу июля пришлось остановиться из-за таяния торосов, собак к тому времени уже не осталось. 10 августа исследователи добрались до северных островов Земли Франца-Иосифа, на которой им пришлось остаться на зимовку. Была сооружена земляка из камней и шкур, все время зимовки приходилось питься медвежьим и моржовым мясом. 21 мая 1896 года путешествие было продолжено и 17 июня исследователи встретились с экспедицией Фредерика Джексона. Их приютили на исследовательской базе, где они занимались составление карт и геологическими исследованиями. 26 июня Нансен и Йохансен отправились в Норвегию, на яхте подошедшей к мысу Флора. «Фрам» вернулся из плавания в этом же году, с командой в  полном составе, и не понеся каких либо повреждений.

Санный поход Нансена к центру Арктики
Санный поход к центру Арктики

     Возвращение «Фрама» из плавания стало национальным праздником для Норвежцев, его встречали военно-морским флотом, и устраивали многочисленные вечера, где чествовали вернувшихся героев.  Члены экспедиции и ее автор были награждены многочисленными орденами.

      После экспедиции Нансен посветил себя написанию отчетов и различным лекционным турне, много сил было посвящено развитию океанологии. В семье же Нансенов в период после экспедиции родилось еще трое детей.

Политическая деятельность

     Нансен в своих занятиях явно отдавал предпочтение науке, но сложившиеся обстоятельства отношений  между Швецией и Норвегией, не могли оставить его в стороне, он как человек имевший международный вес — должен был приложить свои силы для решения конфликта. В начале двадцатого века формально Норвегия была подчинена Швеции, и вела борьбу за освобождение, один из символов которой стал национальный герой, которым и был Фритьоф.

       9 июня уния была расторгнута Норвежской стороной, это событие Нансен подробно осветил и описал его причины для крупных международных изданий. После достижения независимости национальный герой становится послом в Великобритании, для налаживания норвежско-британских отношений. Он подает в отставку сразу после подписания договора о дипломатических отношениях между этими странами —  2 ноября 1907 года.

     Вернувшись в Норвегию Нансен занялся написанием книг и научной деятельностью, так же участвовал в планировании новой экспедиции на «Фраме», задуманной Робертом Скоттом, в которой сам не должен был участвовать. В этот же период началось знакомство норвежца с Россией, он принял предложение совершить путешествие по Сибири, итогом которого стала книга «В стране будущего».

      После окончания первой мировой войны Нансен активно занимался вопросом возвращение военнопленных на родину, была проделана колоссальная работа по возвращению 420 тысяч человек.

      В 1920х Нансен прикладывал силы к помощи голодающим в России людям, что нанесло большой удар по его авторитету, западные политики упрекали его в “большевизме”, а отправку зерна в голодающие области рассматривали, как прямую помощь Красной армии.  Норвежцу пришлось отказаться от идеи искать помощи у европейских государств, и сново обратится к частным лицам. Корме того, он активно участвовал в помощи возвращению и переселению беженцев из революционной России. Для этих целей был виден специальный нансеновский паспорт, которой позже использовался для помощи людям во время греко-турецкого конфликта. Эти за старания в помощи людям Нансен был награжден Нобелевской премией мира, гонорар от которой он оправил на помощь голодающим и греческим беженцам.

Нансен скончался 13 мая 1930 года
Нансен скончался 13 мая 1930 года

     Фритьоф Нансен скончался в возрасте 68 лет, его последние годы жизни были сопряжены с сердечными заболеваниями, но он, не теряя активности, продолжал заниматься активной деятельность в Лиги Наций и помощью в  планировании экспедиции.

Подписаться на обновления

Укажите свой адрес электронной почты, чтобы получать уведомления о новых записях